Форум » » Варианты зарядки комплекта АКБ » Ответить

Варианты зарядки комплекта АКБ

PASHASV: Уважаемые коллеги! Честно излазил половину СКИФа, но ответа на свой вопрос так и не нашел, по этому задаю здесь. После покупки электродвигателя (ещё не купил, но надеюсь в скором будущем) предстоит покупка АКБ которые нужно будет заряжать. Быструю (бюджетную) версию зарядки для своего случая я описал на СКИФе, если кто захочет подробнее - пишите в личку, повторю в новой теме и выложу фотки компонентов. Вопрос в следующем: по мнению коллег даже АКБ выпущенные в одной партии довольно ощутимо отличаются по параметрам, что сказывается негативно на их сроке службы. Мне поступило предложение изготовить зарядное устройство с возможностью заряжать каждую АКБ независимо друг от друга. Достоинства данного метода: 1. все батареи заряжаются в наиболее подходящих (щадящих) режимах. 2. батареи заряжаются независимо т.е. практически исключён вариант перезарядки одной при недозарядке другой. 3. визуально возможно контролировать, что происходит с каждой из батарей и в каком состоянии они находятся. Недостатки данного метода: 1. достаточно серьёзные габариты (примерно системный блок ATX). 2. сложность схемы (5...7 отдельных постов). 3. необходимость перекомутации для процесса зарядки (более длинные провода и наличие дополнительных контактов). Заранее благодарен за рассказ о не замеченных мной плюсах и минусах данного метода.

Ответов - 147, стр: 1 2 3 4 5 All

Nickolas: В свою очередь, тоже обдумывали разные схемы, но в итоге все же остановились на зарядке АКБ в сборе. Оценили во что выливается индивидуальная зарядка для каждой батарейки, караул.(и цена и объем) Единственно, решили сделать индивидуальный контроль напряжения на каждой батарее при разряде, заряде. Это даст возможность вовремя определять сдохший аккумулятор в сборке.

zoxy: PASHASV Можно ссылку на вашу схему зарядника? очень интересно...

banz: PASHASV пишет: Мне поступило предложение изготовить зарядное устройство с возможностью заряжать каждую АКБ независимо друг от друга. ............... Недостатки данного метода: 1. достаточно серьёзные габариты (примерно системный блок ATX). Не на базе ли компьютерных блоков питания?


PASHASV: zoxy Схему к сожалению нельзя (у меня её нет) :-( зарядное будут делать на заказ, единственное, что знаю будет 1 трансформатор с количеством вторичек равном количеству постов. Регулировка своя по каждому посту. Возможно один из постов оснастить блоком десульфатации. banz Нет, не на их базе. Видел подобные блок, схема оригинальна.

zoxy: Если забить на гальваническую развязку, то можно зарядное сделать очень малых размеров, подойдет любая схема тиристорного регулятора тока. могу выложить, есть кое какие схемы. а на счет блока десульфатации, это можно на любое зарядное поставить.

PASHASV: согласен - тиристорная (симисторная) схема проста, вот только ёмкость наращивать здорово придётся.

zoxy: А зачем емкость то? у меня дома промышленный зарядник на 10А, ни каких кондеров там нет.

PASHASV: Тогда предложи простую и недорогую схему сглаживающего фильтра.

Jocker: Добрый день. Вопрос к зубрам и к тем, кто только думает о ЭМ. Дело касается асинхронных двигателей. Суть такова: при использовании инвертора и асинхронного двигателя, расчитаного напр. на 220В, 3фазы, нужен аккумулятор на 320 В. Если перемотать двигатель на 110В, тогда напряжение АКБ можно опустить до 160В. Вот и вопрос по этому поводу: С практической точки зрения удобно ли заряжать такую батарею на соотв. напряжение (320В или 160В)? Спрашиваю, ибо пытаюсь понять, как будет удобнее - перематывать двигатели или заряжать АКБ по половине (т.е. для 320 В - это сначала одни 160В, потом другие 160)?

PASHASV: Jocker Почему-бы не сделать в середине цепи разрыв (перекидным рубильником, а лучше - контактором) и заряжать одновременно по схеме "160+160"

banz: Jocker пишет: Суть такова: при использовании инвертора и асинхронного двигателя, расчитаного напр. на 220В, 3фазы, нужен аккумулятор на 320 В. Если перемотать двигатель на 110В, тогда напряжение АКБ можно опустить до 160В. Двигатель не обязательно соединять по схеме "звезда". Соедините в треугольник - получите батарею 220 В.

zoxy: Jocker Почему бы не использовать готовые уже двигатели на 110В? зарядник по упрощенной дешевой схеме без гальван развязки(тиристорной) на 320В уже не сделаешь. С гальван развязкой можно сделать с одинаковой сложностью как на 160В так и на 320В. только на 320В выдет подороже(из-за элементной базы). Но вот с точки зрения безопасности я бы выбрал 160В.

PASHASV: Так он и хочет в треугольник

Jocker: ребята, я согласен, если есть на 110 В - это супер. Просто присматривался к харьковским АИР. Может не все нашел. Выслушаю любые советы по этому поводу. Я еще настолько далек в этом вопросе по асинхронникам, что жуть. Две недели назад я еще не знал, чем отличаются синхронные от асинхронных. По напряжению я согласен тоже, что лучше поменьше, точнее 160 или около. 80В на Таврии заметно щипают, если на руки попадет ВД-шка. Вобще, предлагаю перейти в ветку по двиглам, а то админ наругается за отклонение от темы. Сюда, например, click here

PASHASV: Батареи подобного плана:

LICC: Если это стартерные, вы рискуете нарваться на грабли, с которыми я повстречался в первом проекте электротаврии....

zoxy: LICC интересно про какие именно грабли вы говорите? Неужели стартерные все без исключения непойдут для наших целей? Они же разные бывают.

Jocker: LICC, через сколько циклов у вас "умерли" батареи?

PASHASV: Действительно стартерные - если и будут грабли то достаточно дорогостоящие, однако не зря взял именно такие. Как-бы там ни было предоставлю полный отчёт об использовании этих батарей.

LICC: У меня были итальянские из непереработанного свинца, Активы, по заявлению продавцов эти батарейки должны выдерживать глубокие разряды. Хватило на несколько месяцев 50% разрядов... уже после примерно 100 циклов емкость стала падать , после 200 циклов начали полностью вымирать батарейки.... Вот вам и грабли стартерных батареек.

PASHASV: Вашу не совсем радостную историю я знаю, хотелось-бы знать, какова емкость батарей была Вами была задействована (если не ошибаюсь 140Ач) и какими токами Вы их разряжали, (на сколько я помню доходило до 130...140А). Я не собираюсь пропагандировать (пока по крайней мере) моё решение, хотя мне была предоставлена достаточная для этого скидка. Однако собираюсь держать уважаемых коллег в курсе, для принятия объективного непредвзятого решения. Если мой опыт будет неудачным - это предостережет от повторения ошибок многих начинающих электросамодельщиков. Если удачным - это упростит, удешевит и облегчит многие конструкции.

LICC: К сожалению, отрицательный опыт эксплуатации стартерных АКБ в качестве тяговых был не только у меня, но и у Влада на "Протоне" у меня были 100а*ч у него 200а*ч. Опыт закончился одинаково плачевно, не зависимо от токов разряда. Ведь любые стартерные батареи не любят разряда более чем 20%-25%, и при этом имеют в буферном режиме срок службы в среднем 5 лет. При этом самые простые гелевые батареи при той же емкости стоят максимум в 2 раза дороже хороших стартерных но за то имеют в 6 раз больший ресурс по глубоким циклам и на порядки больший ресурс в 35-50% цикле. Ну если уж взяли, как говориться - куда деваться... , как можно меньше разряжайте и по возможности поскорее ставьте на заряд.

PASHASV: Благодарю за рекомендацию! Ваши мысли полностью подтверждают мои планы! Планирую разряжать токами от 0,1 до 0,2С в течении 10...15 минут с последующим отдыхом в несколько часов. Т.е. за одну поездку планируется брать порядка 2...5% заряда. На зарядку в принципе могу ставить хоть ежедневно, но думаю достаточно будет 2 раза в неделю. Зимой планирую хранить АКБ вне электромобиля при температурах примерно +5С в полностью заряженном состоянии.

banz: PASHASV пишет: Планирую разряжать токами от 0,1 до 0,2С в течении 10...15 минут с последующим отдыхом в несколько часов. Если не секрет, что за девайс? Может при таких раскладах можно было обойтись 18А/ч батарейками, но уже не стартерными?

LICC: смысл недопущения сульфатации как раз в том, что после любого разряда должен незамедлительно следовать заряд!!!! Я свой электромобиль подзаряжаю по несколько раз в день, по возможности после каждой поездки. Вчера 60 км за день и две подзарядки , сегодня 43км и одна подзарядка...

PASHASV: Да не секрет конечно, батарейки будут стоять на Фольксваген Поло (снаряженной массой около тонны) боюсь, что тут 18Ач не обойдётся. Хотя, если-бы двигатель нашел раньше - сделал-бы электроскутер, а так придётся по "полной программе".

banz: PASHASV пишет: а не секрет конечно, батарейки будут стоять на Фольксваген Поло (снаряженной массой около тонны) боюсь, что тут 18Ач не обойдётся. "0,1 до 0,2С " - это получается опечатка?

PASHASV: Нет, это получается 22.....45 ампер. При 72 Вольт (номинал).

banz: PASHASV пишет: Нет, это получается 22.....45 ампер. При 72 Вольт (номинал). Это если ездить со скоростью 10-30 км/ч мож и будут такие токи. Ваше заблуждение должны развеять практики. Я пока не в их числе . Но, думаю, Вы не правы.

PASHASV: Действительно предварительные расчёты подтвердит, либо опровергнет практика. Однако как раз из практики: 29.05.2007 Вышла в свет версия регулятора на 150В, 200А. Проехал пока 15км со скоростью 40 км/ч, ток составил 40А при напряжении 70В. То есть потребление равно 2,8 кВт при даной скорости (40км/ч). Это данные Александра, а вот, что пишет на своём сайте Игорь: Провел трассовые испытания. При скорости 60км/ч потребляемый ток 40-50А Я целиком представляю, что мои данные могут отличатся от данных коллег, но это покажет только пробный заезд.

banz: PASHASV пишет: Это данные Александра, а вот, что пишет на своём сайте Игорь: цитата: Провел трассовые испытания. При скорости 60км/ч потребляемый ток 40-50А Я целиком представляю, что мои данные могут отличатся от данных коллег, но это покажет только пробный заезд. У Игоря 120 В питание. И приводятся токи при движении по горизонтальной площадке без ускорения. А Вы ведь будете ускоряться и ездить в горку.

PASHASV: Да, это так, хотя ускоряться в городе до 135 честно говоря не планирую. Во первых я не гонщик, во вторых - Фольксваген Поло далеко не спортивная машина, а в третьих - полностью изменённая развесовка и существенные изменения в конструкции могут привести к фатальным последствиям при ДТП. Естественно я не буду ставить принудительное ограничение по току, т.к. иногда только своевременный манёвр может сохранить не только машину, но жизнь и здоровье. Однако стоимость моих батареек для меня достаточно существенна и я не могу себе позволить угробить их в течении первого года эксплуатации. Отсюда кстати и моё отношение к заряду. Честно говоря я уже определился - буду использовать шестипостовое зарядное устройство с принудительно ограниченным напряжением 14,5B и током заряда не более 0,1С.

LICC: Запас по мощности должен быть обязательно. Разгон с перекрестка при массе авто до тонны требует не менее 12-15 кВт, иначе будете мешать остальным участникам движения. На такие пусковые мощности способен самый простой 3.6 кВт мотор с электрокары, в свое время применялся и у меня на электротаврии и на "Протоне" у Влада. Токи разгона соответственно при питании около 100В должны быть не менее 150А а при 75В - 200А.

Nickolas: PASHASV У В.В. трайк, раза в три, как минимум, легче Вашего Поло. Стрелка ложится на упор 60 А легко , стоит ускориться или поехать в горку. Только на прямых участках дороги при прямолинейном движении токи в районе 20-30-40 А, зависит от скорости. Для более тяжелого авто надо расчитывать на бОльшие токи !

PASHASV: Уважаемые коллеги - полностью с вами согласен! Регулятор, который я надеюсь будет стоять на моём электромобиле (вопрос решится на следующей неделе) позволит работать с токами до 200А. Да и честно говоря не думаю, что разгон с нашего перекрёстка займёт более 5.....7 секунд, а за это время ток в 150А наврядли разрушит АКБ расчитанные на токи в подобном режиме до 1500А. Хотя честно говоря "шлифовать" асфальт и "цепляться" с кем-то на светофорах не намерен. Ни мой стиль езды, ни моё отношение к жизни, ни моё ТС этого не предполагают. Прошу прощения, что сейчас я оперирую лишь теоретическими доводами, искренне надеюсь, что не заствлю вас долго ждать реальных отчётов о ходовых испытаниях.

Jocker: "У В.В. трайк, раза в три, как минимум, легче Вашего Поло. Стрелка ложится на упор 60 А легко , стоит ускориться или поехать в горку. Только на прямых участках дороги при прямолинейном движении токи в районе 20-30-40 А, зависит от скорости. Для более тяжелого авто надо расчитывать на бОльшие токи !" - для начала, напряжение у него какое на трайке? и при какой скорости какой ток?

Nickolas: Напряжение 48 В. Токи приблизительно равны значению скорости 15-20 А 20 км\ч 30 А 30 км\ч и т.д. Но это по ровной дороге асфальт.

Jocker: Т.е. почти 1 киловат при 20км/ч. При трехкратном перевесе в пользу авто. На таврии получается при 40 км/ч 2,8 - 3 кВт. При разгоне Таврия берет все 15 кВт. Так что при 72В ток в 200А вплоне хватит.

Вал Вас: Для движения в общем потоке авто необходимо иметь 25-50 л.с. на тонну массы. Это из требований к самодельным машинам. В среднем составляет 30Квт и более. С учетом того, что с момента написания требований машинки заметно повеселели.

PASHASV: Так это смотря какой поток. Если движение по автобану со скоростью под 200 тогда да, если объезд колдобин и тянучка между светофорами..... тогда совсем по другому. Я не пытаюсь оспорить российские правила постановки на учёт, я просто исхожу из жизненных реалий.

Вал Вас: Дорога от Киева к Борисполю с ограничением скорости (минимальной, разумеется) это один частный случай. А московские трафики - несколько другой. В любом случае нужно иметь запас по динамике.

PASHASV: С позволения уважаемых коллег вернусь в тему: С заказом ЗУ (зарядного устройства) ничего не вышло, после детального просчёта стоимости цена на зарядник была названа в 3,5 раза больше первоначальной, что на мой взгляд кажется достаточно несерьёзным. В общем планирую заняться самостоятельным изготовлением. По мере продвижения буду информировать форумчан о результатах работы.

Вал Вас: Какова, если не секрет, затребованная стоимость?

PASHASV: Не секрет 400$. Может это и не суперкосмические деньги, но ошибки помноженные на серьёзные суммы дают настороженность и предчувствие того, что и в технических решениях также могут быть заложены ошибки.

Вал Вас: С какими параметрами зарядное?

PASHASV: 6 постов до 14,5В в каждом (принудительное ограничение) до 22,5А в каждом (также принудительное ограничение). Трансформатор низкочастотный с раздельными обмотками на каждый канал. Независимая регулировка и автоматическое отключение по каждому каналу. Возможность одновременной работы всех постов.

Вал Вас: Т.е., даже не инверторного типа?

PASHASV: Нет, даже не тор :)

Вал Вас: В таком случае комповые блоки остаются более приемлимой альтернативой. По надежности, доступности, массе и пр. И еще один штрих. Не стоит зацикливаться на торте "Наполеон". В цепочке нормальных АКБ нет практически разбега по напряжению. Практика, друзья. В отличие от предположений.

PASHASV: Так ведь временный выход есть: автотрансформатор + мост + конденсаторы + дроссель. Но хочется контролировать процесс.

Вал Вас: Если согласиться на автотрансформатор, тогда уж емкость и диод либо резистор и диод. Нет. Все не то. Нужен умный зарядник.

PASHASV: Так я и говорю о автотрансформаторе, как о временном выходе. По поводу остального - с оконечным каскадом мысли понемногу формируются - планирую использовать мощную биполярную сборку (для регулировки в пределах 2.5В) и последовательно с ней MOSFET для отключения по достижении заданного заряда. Сейчас думаю над обвязкой.

Вал Вас: Все определяет ситуация. У меня на данный момент нет толкового зярядника на 48-60в, а кататься хочется. Приобрел промышленный на 24в за 5 Крублей и зяряжаю в параллель двумя ветками. Цель достигнута. Езжу. Если ситуация не разрулится, зимой соберу умника сам.

PASHASV: Так и я о том, что автотрансформатор и прочее уже есть - осталось с перестроичных времён, когда удалось спасти от сдачи в металлолом. Вот со схемой автоматического зарядного к сожалению проблема, хочется контровать не только по напряжению, но ещё и по току.

LICC: Попробую найти схему автоматического зарядника, переделанного мною из БП-зарядного для мини АТС старого типа - мощность 1кВт напряжение от 24 до 110В в зависимости от вторичного напряжения трансформатора и делителя напряжения в схеме управления напряжением. КПД довольно высокое, так как силовые элементы - тиристоры. Если сегодня найду - вечером выложу.

PASHASV: На тиристорах схема интересная, если не найду подходящих биполярников (КПД схемы придётся немного пожертвовать) то буду благодарен за тиристорную хему, благо вчера на радиорынке видел массу совдеповских тиристоров за очень приемлемые деньги.

LICC: В гараже не нашел, посмотрю на работе.

Вал Вас: Что приутихли в решении вопроса зарядки? У меня скопилось несколько китайских импульсников с током до 2а и напряжениями 12, 24 и 36в. Массой по несколько сот граммов каждый. После перевода трайка (доделываеся контроллер) на питание 72 вольта, установлю пару 36-вольтовых на борту. За ночь наполнят батарейки, обычно разряживаемые не более, чем на 1/2. Ежедневно 30-60 минут катаюсь по песчаным берегам поймы. Хорошая зарядка на плечевой пояс и не "приедается".

Jocker: Ну я напр., пока довоенным ЛАТРом пользуюсь. Жду "прихода" - музы для создания зарядки. П.С. Сегодня "убил" батарейки до такой степени, что больше 60А не давали. Цикаво було...

Вал Вас: О батарейках несколько слов, если можно, Джокер?

Jocker: Все на сайте, Валерий Васильевич. Коротко - 140Ач, 6 шт ФаерБолл руссишь, с эликсиром "молодости". Предполагаю, что Вы скажите о них - но предлагаю испытать. Понимаю, что ценой своих кровных денег. Но пока не попробуешь, не узнаешь. А я готов проверить. Так сказать, молодой еще, гарячий :)

Вал Вас: Зубов бояться.... Одно могу сказать, эликсир вреда не принесет. Как и мел в таблетках вместо лекарства. Пропивается иногда больше. Проигрывается в лотореи, тоже. Главное, не рекламить "своим" до получения конкретного результата. Что касается раздельного заряда. Для СК батареек излишен. После месячного простоя в связи с моим отъездом на Урал, замер на нескольких группах Леоч показал максимальный разброс до 0,1 вольта. Как на 45-х, так и 120-х Леоч. Французские 180-ки вообще держат это равенство в течение 6 месяцев.

Jocker: Согласен. Орать на всю Иваносвкую, что я нашел панацею - излишне. Пока все не будет проверено - ноу коментс, т.с. Хотя если б не от своих же получил рекомендации, то не рискнул бы использовать именно такие АКБ и работать именно с этими людьми (ВИП-техноложди подразумеваю). Проверим, вобщем. По зарядке: уже убедился, насколько мог с новыми акб. действительно, пока кипят остальные, одна доходит до нужной кондиции. и выравнивается.

PASHASV: Я пока ношусь с идеей раздельного заряда. Человек, который предлагал сделать мне 6-постовое зарядное планировал на трансформаторе сделать 6 независимых вторичных обмоток, 6 мостов и т.д. На мой взгляд - это лишнее, подскажите, кто, что думает по этому поводу, что лучше - одна большая обмотка, или 6 малых?

sykt: Мне кажется, что 6 отдельных обмоток со своими автоматами заряда и отключения лучше и надежней. Контролироваться будет каждая батарейка. При групповом заряде каждую батарейку не проконтролировать. Да и провод быстрей найдется подходящий. Железо для трансформатора , я использую, от старых цветных телевизоров (400 ватт номинал, вполне тянет в два раза больше).

Вал Вас: Два мнения. Оба по-своему верны. На этапе добивки выравниваются эмкости последовательно соединенных АКБ. С другой стороны, в конце концов можно купить шесть-восемь дешевых 12-вольтовых зарядников либо комповских БП. Кому как удобней. Что у кого есть в наличии из комплектующих. Мы же не догматики. И важна возможность повторения опыта.

PASHASV: Уважаемые коллеги, возможно в своём посте я не совсем понятно задал вопрос.... Существует трансформатор зарядного устройства, какой на ваш взгляд будет лучше? с одной обмоткой 16В 150А, или с шестью 16В 25А каждая?

Вал Вас: По мне, так принципильно все равно. Более тонким проводом мотать легче. Некоторая несогласованность в напряжениях потом выровняются.

PASHASV: параллелить батареи конечно не буду! sykt, Вал Вас вы развеяли мои сомнения, вернусь из отпуска - приступлю к изготовлению трансформатора, к счастью железо на 2 кВт уже есть.

sykt: Ну не будете же Вы параллелить аккумуляторы для зарядки.

Jocker: Господа, просвятите, пожалуйста, как компъютерным БП можно эффективно зарядить АКБ с соблюдением зарядных кривых (10% заряд до 14.4 В, 5% после 14.4В, добивка по окончанию прироста напряжения)? Какие нужны доработки в схеме? Спасибо за отв.

banz: Jocker пишет: Господа, просвятите, пожалуйста, как компъютерным БП можно эффективно зарядить АКБ с соблюдением зарядных кривых (10% заряд до 14.4 В, 5% после 14.4В, добивка по окончанию прироста напряжения)? Какие нужны доработки в схеме? Спасибо за отв. "Приспособить" микроконтроллер :). У меня получилось, правда есть заморочки, ввиде срабатывающей защиты БП при запуске. После переделки напряжение на выходе регулируется в пределах 8 - 15,5 В автоматически контроллером. В качестве базовых принципов переделки взяты примеры из ранее обсуждавшихся на форумах (сводится к подбору 2х резисторов и замене обычного диода на Шотки)

aL75: banz пишет: "Приспособить" микроконтроллер :). У меня получилось, правда есть заморочки, ввиде срабатывающей защиты БП при запуске. А ограничение тока делали? Я тоже переделывал комповый БП и "прикручивал" к нему проц, измеряющий ток и напряжение заряда с отображением на индикаторе и пересылкой их в PC, также считался заряд, "вогнанный" в батарейку. Прогу для компа, правда, так и не доделал

banz: aL75 пишет: А ограничение тока делали? алгоритм ограничения тока простой - меряю ток, и потом повышаю или понижаю выходное напряжение(в доступных пределах) пока ток не станет равен заданному. Я тоже переделывал комповый БП и "прикручивал" к нему проц, измеряющий ток и напряжение заряда с отображением на индикаторе и пересылкой их в PC, также считался заряд, "вогнанный" в батарейку. Прогу для компа, правда, так и не доделал оставался маленький шажок до регулировки тока заряда

LICC: С минимальной переделкой коиповский блок можно использовать как стабилизатор напряжения т.е. режим автомобильного генератора. В журнале "Радио" номер непомню, начало года, была простая схема переделки.

aL75: Схема из журнала "Радио" №2/2007 реализует заряд постоянным напряжением с ограничением тока на заданном уровне. Лист из журнала выкладывался на скифе здесь , чуток выше приведена еще куча ссылок на подобные девайсы. Нехорошо забывать истоки .

Вал Вас: Для справки. Попал в руки автомобильный импульсный зарядник. До 6 ампер. Питерского разлива. Массой граммов в 500. Схема - приметив. Говорят, стоимостью 750 рублей. Автомат. Вполне. Правда, страдает надежностью.

LICC: Использую такой уже пол года для подзарядки небольших гелевых батареек 6 и 12В Имеет очень полезную функцию десульфатации.

banz: LICC пишет: Использую такой уже пол года для подзарядки небольших гелевых батареек 6 и 12В Имеет очень полезную функцию десульфатации. В связи с упоминанием о "гелевых" батарейках. Леоч, Оптима и Минолта - не гелевые, а AGM !!!! Давайте их правильно называть - а то продавцы батарееек охреневают от попыток найти в своем ассортименте гелевые. "старые" бойцы эти заморочки уже знают, а вот вновь прибывающие, начинают путаться.

LICC: 2 banz Вы абсолютно правы, просто по привычке называем их гелевые... Чтоб новый народ понял разницу, выкладываю статью по герметичным АКБ Сейчас все больше появляется объектов, где используются солнечные батареи, ветроустановки, котлы на биотопливе и т.п., но стоимость такого оборудования в комплекте с батареей аккумуляторов пока остается высокой. Системы бесперебойного электроснабжения позволяют в критических ситуациях без сбоев в работе предприятия осуществлять электропитание до восстановления внешнего электроснабжения или включения аварийных источников питания. Эти системы построены на использовании специального оборудования – источников бесперебойного питания на основе мощных аккумуляторов нового типа (например, гелиевых). Гелевые GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorption Glass Matt) аккумуляторы, разработанные в конце 50-х годов, имеют много преимуществ перед обычными жидкостными. В гелевых кислота связана силикагелем и обычный электролит загущен до состояния густой массы в виде желе, а в AGM кислотой пропитаны микропористые стекловатные маты, размещенные между пластинами (чтобы электролит не плескался и не выливался). В состав гелевого электролита обычно входят пирогенизированная кремниевая кислота, разбавленная серной кислотой, и стабилизирующие добавки. Гель заливается в корпус аккумулятора и застывает в заводских условиях, после чего в течение нескольких суток происходит усадка гелевой массы, образование в ней микропор и трещин, необходимых для протекания процессов рекомбинации. AGM выглядят понадежнее гелевых – если уж гелевый аккумулятор закипел, то недалеко и до разбухания и взрыва. Дело в том, что в геле образуются разрывы (газовые пузыри) и внутреннее сопротивление резко возрастает. Пузыри из стекловаты могут уйти, а вот разрывы от пузырей газа в геле восстанавливаются достаточно медленно. Гелевые АКБ были специально разработаны для военной и авиационной промышленности. Стойкие к частичному разрушению корпуса (попадание пули или осколков), гелевые АКБ выдают ток даже при разрушении - электролит из них не вытекает. Также гелевые аккумуляторы подходят для военной авиации с ее высокими перегрузками, так как не разливаются и работают в любом положении. При одинаковой емкости аккумуляторов отдача от гелевого будет больше, чем от обычного. Недавно на рынке появились спиральные гелевые АКБ. Благодаря другому, оптимизированному методу упаковки пластин производители добились уменьшения расстояния между ними и увеличения эффективной поверхности, что снижает внутреннее сопротивление и влияние высокой вязкости элкектролита. Поэтому у гелевого АКБ со спиральными электродами емкостью 55 Ач ток отдачи может быть эквивалентным жидкостно-кислотному АКБ на 150-200 Ач. В системах резервного электроснабжения на базе возобновляемых источников энергии, а также в системах бесперебойного питания, целесообразно использовать, хотя и более дорогие, но герметичные и необслуживаемые гелевые батареи. Cолнечная батарея, термоэлектрический генератор и небольшой мощности ветроэлектрическая установка вырабатывают сравнительно небольшой ток, поэтому заряд резервной гелевой батареи длится много часов, и в этом случае подходят даже самые недорогие из GEL и AGM-батарей. Необходимо только помнить, что гелевые аккумуляторы требуют очень точного поддержания тока подзарядки, для чего могут даже потребоваться контроллеры зарядки на основе микропроцессоров. Наиболее современная технология AGM (Absorptive Glass Mat) вновь вернулась к жидкой кислоте, но теперь электролит удерживается в порах пластин, сплетенных из тончайших стеклянных волокон. Использование стекловолокна позволяет не только герметизировать корпус, но и сохранить работоспособность батареи даже в случае повреждений наружной оболочки. AGM-батареи нечувствительны к колебаниям температуры, очень стойки к глубоким разрядам, долговечны, виброустойчивы и могут работать хоть лежа на боку, но боятся перезаряда. AGM-батареи дешевле гелевых, но по использованию гелевый аккумулятор предпочтительнее, так как он допускает разрядку небольшими токами практически до нуля без опасности возникновения необратимых процессов (в отличие от обычного). По своей сути гелевый аккумулятор является силовым (тяговым) аккумулятором, наиболее подходящим для электромобилей и погрузчиков, а также для систем резервного электроснабжения. Стоимость стандартного гелевого аккумулятора емкостью 55 Ач достаточно высока – обычно от 7000 рублей. Недостатки герметизированных гелевых аккумуляторов, которые отмечают многие специалисты, следующие: - меньше реальный срок службы вследствие невозможности ремонта, - высокая чувствительность к пульсациям напряжения, - опасность вхождения в режим терморазгона, - недопустимость частых глубоких разрядов, - необходимость точного поддержания напряжения постоянного подзаряда, - сложность осуществления контроля. На срок службы герметизированных аккумуляторов значительно влияет точность поддержания напряжения постоянного подзаряда. При превышении этого параметра в течение длительного времени в гелевых аккумуляторах начинает срабатывать аварийный клапан, и со временем высыхает электролит, отчего внутреннее сопротивление аккумуляторов увеличивается, а емкость уменьшается. Обзор подготовил Андрей Соловов, «Оборудование Разработки Технологии»

Вал Вас: Вскрытие нескольких аккумов показало, что причиной смерти АКБ явилось не вскрытие. Шутка. Серьезно. Оптима штатовского разлива (возможен и английский вариан) Иксайд испанского производства, Леоч (Китай) являются AGM батарейками. Прав был Юра Логинов в таких утверждениях. Использование их в иных положениях (практика на картах) приводит к выдавливанию через дренажные клапаны некоторой части электролита несмотря на сепараторы.

PASHASV: Приобрёл Эликсир, сегодня если доделаю приблуду к своему автотрансформатору буду заправлять им батарейки!

PASHASV: Приблуда оказалась с недостатками видать 16В конденсаторы для неё маловато, хотя при зарядке не превышал напряжение 13,2В. Удалось залить только 2 батарейки. Сегодня докуплю конденсаторов 25Вх10000 и продолжу.

PASHASV: АКБ успешно залиты. Как показал эксперимент самые живучие из конденсаторов (с которыми я экспериментировал) марки CapXon на 105С. Они таки выдерживают 105С Хотя честно сказать на подобный зарядник нужно как минимум 25-вольтовые (а ещё лучше может быть 32-х) нагрев 2-х конденсаторов при напряжении 13.2....13.4В в течении получаса работы на токах 10-16А был в пределах 50С (стоит отметить, что температура окружающего воздуха +30....35С), что в принципе неплохой показатель. Планирую довести ёмкость до 40000мкФ.

Вал Вас: В зарядке индивидуально каждой батарейки не все так безоблачно. Особенно в случае использования Оптим, позволяющих в каждой ветке поднимать зярядные токи более 100а. Что сокращает время заряда на порядок, до десятков минут. Все здорово, кроме огромной массы проводов. А если ЗУ вне авто, то еще и необходимость применения огромных разъемов. Мысль пришла при установке на трайке батареек рулонного типа.

PASHASV: К сожалению, а может быть к счастью подобными токами заряжать батарейки пока не планирую, у меня Обероны и эти токи составят 0.45С, и могут быть для них губительными. Зарядное в итоге думаю разместить на борту (хоть это и будет лишних 50...60 кг) провода закрепить в непосредственной близости от АКБ. Как вариант - можно использовать дополнительный набор контакторов, но для этого я ещё не созрел.

Вал Вас: Вечер добрый. Павел, я немного не понял с 50-60-ю кг. Откуда набирается такой вес?

PASHASV: Прикидывал по максимуму. 20...22 кг трансформатор, 12...15 кг диоды, емкости, дросселя (львиная доля в этом конечно - 6 дросселей), 2....3 кг - транзисторы выходного каскада (с обвязкой), 2...3 кг контрольно-измерительная и защитно-пусковая аппаратура (одних автоматов 7 шт), 7....9 кг - корпус с радиаторами, клемами, крепежом, вентиляторами и пр. Вот и получилось 43...52 кг. Как показывает опыт - изделие получается тяжелее и объёмнее, чем предполагается изначально, отсюда и цифры 50...60 кг. Посмотрю, если решу сделать трансформатор 2-х обмоточным, может будет легче - до 35 кг.

LICC: Если уж хочеться раздельны заряд - предлагаю вариант: в гараже стацционарное раздельное зарядное, а бортовое - одно на полное напряжение. Можно использовать транс от ЛАТРа он компактней и весит меньше при одинаковой мощности с П и Ш образным железом. К стате, заметил у нас на работе, с новым оборудованием пришли трансы габаритом на 0,5кВт при этом паспортная мощность-2кВт П-образные, Мож какое железо там интересное используют - хорошо подошл бы в качестве бортового.....

PASHASV: Вариант - просто супер! Действительно зарядное на 72В 10...20 ампер существенно дешевле, легче и компактней, чем 6-постовое на 12В 10....20А. Тем более, что заряжаться собираюс действительно в гараже, а вот бортовое зарядное будет что-то типа аварийного варианта.

Вал Вас: Видел в магазине ЗУ автомат инверторного типа на 12в, 6а. Весит около 0,5кг, не больше. Собирают в Питере. Шесть штук - 3кг. Как вариант решения вопроса без всяких заморочек.

PASHASV: Так в том-то всё и дело, что хочу уйти от высокочастотной составляющей при заряде батарей.

Вал Вас: А почему?

PASHASV: Скорее всего это просто предвзятое мнение, с другой стороны - у меня стартерные батареи, а им большие зарядные токи даже в импульсе противопоказаны....

Вал Вас: С первым согласен. Стартерные АКБ имеют допустимыми как бОльшие разрядные, так и зарядные токи по сравнению с тяговыми и стационарными. Поэтому не бойтесь импульсников. Посмотрите в магазинах. Все современные ЗУ для автомобильных батареек импульсного типа.

PASHASV: О больших разрядных токах - согласен, мои например расчитаны на 1400А в течении 10с разряда с последующей 30с паузой, вот относитально заряда - производитель настоятельно нерекомендует поднимать напряжение заряда выше 13.5В, а на таком напряжении даже мои батарейки больше 0.2С не возьмут.... и то в начале заряда. Импульсники видел, стоимость автоматического на 6.6А 52$. Из индикации на нём только 3 светодиода (сеть, работа, полный заряд) к сожалению именно такой вариант мне не подходит. На 20А к сожалению не видел ничего (наверное плохо искал). Да, и ещё одно - очень не хочется, чтобы батарейки сдохли через полтора года, деньги, которые я за них заплатил - для меня существенная сумма.

Вал Вас: PASHASV пишет: О больших разрядных токах - согласен, мои например расчитаны на 1400А в течении 10с разряда с последующей 30с паузой, вот относитально заряда - производитель настоятельно нерекомендует поднимать напряжение заряда выше 13.5В, а на таком напряжении даже мои батарейки больше 0.2С не возьмут.... и то в начале заряда. Производитель, видимо, рекомендовал напряжение не более 14,5 вольт на батарейку?

PASHASV: Вал Вас пишет: Производитель, видимо, рекомендовал напряжение не более 14,5 вольт на батарейку? Точную цифру уточню сегодня. После обработки модификатором теоретически достижимы напряжения 15,6....16,2В однако к подобным экспериментам я пока морально не готов.

Вал Вас: PASHASV пишет: Точную цифру уточню сегодня. После обработки модификатором теоретически достижимы напряжения 15,6....16,2В однако к подобным экспериментам я пока морально не готов. Давайте говорить о реальных вещях. Всякие модификаторы - это продукция для безграмотных. Надеюсь, настоящий форум тем и отличается от многих других, что на нем лохи не плодятся.

PASHASV: Вал Вас пишет: настоящий форум тем и отличается от многих других, что на нем лохи не плодятся Да, форум действительно очень конструктивный. Я добровольно взял на себя миссию "подопытного кролика", за свои деньги кстати, чтобы либо подтвердить, либо опровергнуть полезность этого состава. Полностью согласен, что в наше время на гору развода приходится крупица действительно революционных технологий.

Вал Вас: Вчера на Митинском рынке в Москве видел зарядное автомат, импульсник, 400г массой, до 6а, линейка из 10 светодиодов, ограничение на 15в, 40 баков в переводе. Сказали, что есть вариант для грузовиков с напряжением 24в и токами до 25а.

PASHASV: 6А для меня к сожалению не достаточно, придётся искать дальше.... и чем дальше - тем больше понимаю, что самодельное устройство самый простой и быстрый (наверное и дешевый) выход.

Вал Вас: В Москве есть в продаже ЗУ на четыре напряжения: 12, 24, 36, 48 вольт. Примерно Квт-ник. Стоит чуть больше десятки.

PASHASV: 10000 рублей это примерно 350$ ..... к сожалению тоже не выход :(

Вал Вас: Да, 400 баков это дорого. Производство в России становится все более затратным. Китайский аналог не потянул бы и стольника.

PASHASV: В общем сомнения мои развеялись буду делать зарядное самостоятельно. Начну с однопостового на 72В(90В) 25А с ручной регулировкой и цифровой индикацией.

Вал Вас: Есть еще вариант. В продаже имеются китайские импульсные ЗУ на 24-36 вольт с токами 1,6-1,8 ампера. Полагаю, можно усилить либо заменить ключи и поднять токи на порядок. Малой кровью. Замечу, что зарядники - автоматы, достаточно надежны.

PASHASV: В том-то и дело, что от ШИМ я на этом этапе хочу отойти. Будет опыт, будет и ШИМ в зарядном устройстве.

Вал Вас: Это я понял, Павел. Предложение обращено ко всем. Есть товарищи с опытом сборки ШИРов. Хотелось бы прочесть их мнение по поводу усиления выхода в китайских ЗУ. Что касается драйверов, отчасти получается немного реконструировать изделия указанных производителей.

sykt: Не посмотрев схему устройства нельзя однозначно сказать, что там можно усилить. Наверняка в зарядном устройстве есть обратная связь с выходом. Если таковая отсутствует, то достаточно заменить выход на более мощные ключи и соответственно принять меры по их охлаждению, например вентилятором от компьютера.

PASHASV: Многое говорит за то, что обратная связь есть, например у той-же TL494 плечо обратной связи состоит из нескольких совершенно недорогих элементов.

Вал Вас: Так или иначе, пановэ и господа, с зарядными устройствами образовался провал. Если контроллеры с горем пополам практически осилили, моторы мощностью в номинале 7,5-10,0Квт периодически всплывают, то ЗУ лишены должного внимания. А напрасно. Хороший зарядник увеличивает вдвое срок службы АКБ на фоне обычного ЗУ совдеповского разлива.

PASHASV: Сейчас с измерительными приборами земного закончу, возьмусь за зарядное, думаю этому вопросу можно посвятить отдельную тему.

Вал Вас: Тема есть, зарядников нету. Есть сказки на других форумах. А воз и ныне там. Сам обхожусь Зиваном. Чудесный аппарат. Однако, малодоступен и дороговат. Спрос рождает предложение. Последнее должно вот-вот появиться. Обидно, если кто иной. А почему не мы?

PASHASV: Честно говоря пока не рассматриваю этот проект, как коммерческий, хотя - кто знает, кто знает...

Вал Вас: Пока речь не о комерческом проекте. О нас, одержимых. Хотя, кто знает...

PASHASV: Лазил сегодня по Староконному, прикупил трансформатор за 80гр (16$) как раз по мощности должно хватить на шестипостовый зарядник :)

sykt: Павел,как у Вас продвигаются дела с зарядным устройством.

PASHASV: Понемногу продвигаются, к сожалению был вынужден на 2 месяца законсервировать проект, но теперь всё пошло вперёд. Сегодня собрал головку на 2 поста, обкатаю примененные в неё идеи и пойду дальше. Вот ещё один этап разработки. Трансформатор не показан.

sykt: Это у Вас измерители тока, судя по шунтам. Напряжение не меряете. Автомат отключения предусмотрен?

PASHASV: Это вольтамперметр, второй не показан, меряю, как ток, так и напряжение, пока только автоматическая регулировка напряжения (выставил пока на 13,8) над регулятором тока пока работаю.

sykt: Если батареи заряжать включенными последовательно, не потребуется контролировать их индивидуально. По крайней мере в процессе зарядки. Но это для метода зарядки управляемым током. Индивидуальный контроль периодически в процессе эксплуатации. При этом имеется ввиду, что батареи одной емкости. А вообще вопрос заряда аккумуляторов у меня окончательно тоже не решен.

PASHASV: Я уже определился :) Да и с регулятором тока начинает понемногу прорисовываться :) Последовательно заряжать не хочу, боюсь эффекта "слабого звена".

sykt: "Слабое звено" может выявиться при периодических проверках. А если применить стационарные индикаторы напряжения для каждой батарейки на борту, то после зарядки возможно прикинуть емкость каждой батарейки по напряжению.

PASHASV: Искренне согласен! Второе зарядное будет именно бортовым и именно "последовательного" заряда, более лёгкое и простое. Тем более уже будет опыт :)

sykt: Я уже писал. Использую зарядное на 48 В из двух трансформаторов от цветных ламповых телевизоров. В первичной обмотке таблетка PR1500. Работает уже почти год. Нормально. Просто и компактно. Внутрь ящика поставил вентилятор воздух гонять для лучшего охлаждения.

PASHASV: Отличное решение! Доступное пио элементной базе и совершенно недорогое, только вот хотелось-бы узнать, как у Вас реализовано ограничение по току?

sykt: Ограничение ручное. Сколько поставил на амперметре, столько и заряжает. Хочу позаниматься вопросом зарядки. Сейчас заканчиваю статью по аккумуляторам. Помещу на своем сайте. В процессе написания статьи по-лучше изучил проблемы зарядки аккумуляторов. После размещения сообщу. Выходит 30 листов текста.

sykt: Статья выложена здесь: http://www.samodelkin.komi.ru/articles/accumul.doc Если будут дополнения к материалу, с удовольствием добавлю.

PASHASV: Закончил регулятор! Сегодня ночью буду испытывать! о результатах отпишусь!

sykt: ждем-с

PASHASV: Вот нормально работающий регулятор-ограничитель напряжения: А это регулятор-ограничитель тока и напряжения, к сожалению опторазвязки, которые я туда вставил оказались браковаными, постараюсь сегодня купить нормальных :)

sykt: Какие токи регулирует. И вообще может быть схему выложите?

PASHASV: Данный блок - часть 40-амперной схемы, но в принципе и 1000А не предел. Схему выложу, как только пройдут испытания :)

sykt: Павел, на автотранспорте http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=1378.0 открыл тему формирования ТЗ на модуль управления зарядником. Вкратце алгоритм: - включение режима N1 - это заряд повышенным током до 1С (устанавливается вне, включение релейное - контакт) до установленного напряжения на батарее - включение режима N2 - заряд номинальным током 0.1С при фиксированном напряжении. - включение режима N3 - заряд (добивка) фиксированным током 0.2С в течение установленного времени. - предусмотреть режим десульфатации - разряд до определенного напряжения и последующий заряд. Надо продумать тщательно, чтобы было максимально рационально.

PASHASV: С удовольствием зайду, посмотрю.... В моем сообщении от 02.02.08 показана схема, которую довольно успешно применяю в течении года.... правда алгоритм у неё другой. Батареи нынче дороги - приходится беречь. Итак: Режим№1 Заряд током до 0,1С при произвольном напряжении не более 13,8....13,85В. Начало режима при постановке АКБ на зарядку, окончание - при достижении 13,8...13,85В. Режим№2 Заряд током менее 0,1С при напряжении равном 13,8....13,85В, т.е. "добивка". Недостатки метода: Большое время заряда, остоинство - низкая стоимость "контроллера". Стоимость контроллера в грн LM358 - 1.5 PC817 - 0.9x2=1.8 планка - 0,4х2=0,8 резисторы 0,06х6=0,36 потенциометры 1,5х4=6 7805 - 1,5 конденсаторы 2х0,4=0,8 Текстолит+хлорное железо+припой - 1 Итого 13,76гр, что примерно равно 1,7$ Для создания трехрежимного зарядника думаю нужно использовать микроконтроллер, однако перед этим нужно определиться с моментами начала и окончания каждого из режимов.

sykt: Весь сыр-бор начался от сюда http://ekits.ru/cgi-bin/index.pl?menu=22 . Я у них для пробы купил приборы (сейчас сделаю фотки и выложу). Приборы компактные и дешевые. Предложил сделать зарядное устройство более удобное, чем сейчас есть в продаже. Откликнулись и сказали, что в разработке находится зарядное устройство более умное и попросили прислать свои предложения. Так, что есть реальная возможность выставить свои требования для наших условий. У них приборы на базе микроконтроллера .

sykt: Приборы с лева на право: зарядное устройство на 12в, вольтметр/амперметр, вольтметр

sykt: На сегодняшний день предложения следующие: 1. Питание устройства от заряжаемой батареи. В случае пропадания питания алгоритм пуска должен сохраниться. Т.е. после востановления внешнего питания процесс продолжится. 2. Процесс заряда по желанию можно начать с разряда аккумулятора до емкости 20-25% (напряжение около 12.7 в - уточним позже) 3. Заряд повышенным током до напряжения 13.5. Устройство только дает замыкание реле. Настройки на внешнем питающем блоке. 4. Заряд при фиксированном токе 0.1С (задается вне) до напряжения 14.4 в. Устройство дает замыкающий контакт. Настройки на внешнем блоке. 5. Добивка фиксированным током (устанавливается вне) в течение 2 часов. Напряжение достигнет 14.8 в. Устройство дает замыкающий контакт реле. 6. При желании должен включаться режим десульфатации. Т.е. пункт 4 должен выполняться с паузами: 60 секунд заряда,10 секунд разряда (разрядная нагрузка коммутируется тем же реле - перекидным контактом) Такой режим применен в серийном заряднике КЕДР. 7. Предусмотреть перевод устройства в режим флоттирующей зарядки - поддержание в режиме хранения. Поддержание напряжения 13.8в с помощью зарядного тока 120 мииллиампер. (Режим специфический, перевод в него перемычкой на плате)

PASHASV: Очень интересный алгоритм. Но к сожалению проверить его не рискну. Буду ждать, пока кто-то проверит и даст заключение :) ПС Кстати цены на сайте довольно демократичны....

sykt: Вал.Вас заметил существенную ошибку в цифрах. Поправляю. Это Алгоритм 2. 1. Питание устройства от заряжаемой батареи. В случае кратковременного отключения питания алгоритм работы не должен прерываться. (случайное отключение, плановое или аварийное отключение на десятки минут) 2. Процесс заряда по желанию можно начать с разряда аккумулятора до емкости 20-25% (напряжение около 12.7в-уточним позже) 3. Заряд повышенным током до достижения заданного напряжения, например 13.5в. Устройство только дает замыкание контактов реле. Настройки на внешнем питающем блоке. 4. Заряд при фиксированном напряжении 14.4 (задается вне) до падения зарядного тока до 1А. Устройство дает замыкающий контакт. 5. Добивка фиксированным током 2А (устанавливается вне) в течение 2 часов. Устройство дает замыкающий контакт реле. 6. При желании должен включаться режим десульфатации. Т.е. пункт 4 должен выполняться с паузами: 40 секунд заряда,20 секунд разряда (разрядная нагрузка коммутируется тем же реле - перекидным контактом) Такой режим применен в серийном заряднике КЕДР. 7. Предусмотреть перевод устройства в режим флоттирующей зарядки при токе 120 мА до напряжения 13.6 в (режим хранения и буферный режим аккумуляторов) Колебание напряжения на аккумуляторе 13.2 - 13.6в 8. Если устройство сможет обеспечить высокочастотное ШИМ регулирование тока заряда, будет просто замечательно.

PASHASV: По поводу алгоритма, к тому, что я писал на дружественном ресурсе могу добавить, что ШИМ нужно будет достаточно серьезно проконтроллировать, а точнее стабилизировать. Дело в том, что высокие частоты могут (к сожалению доказать пока не могу) разрушить активную массу пластин. Это относительно пункта 8. Что касается флотирующего режима - предлагаю вместо него использовать "гистерезис" с пороговыми уровнями 13....13,8В.

sykt: -Да, в пункте 7 имел ввиду гистерезис. Заряд до 13.6 током 120 мА, саморазряд до 13.2 и вновь заряд до 13.6. Эти цифры нашел в литературе. Сегодня набрал еще файлов по аккумуляторам. Еще раз уточню все цифры. (Примечание: Все другие аккумуляторы кроме кислотных хранятся при 40% заряде) -Имел дискуссию на http://electroauto.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=460&st=0&sk=t&sd=a&start=30 -Пришла еще одна мысль. Заряжать спадающим током ориентируясь на напряжение на клеммах. Пока нет данных для этого алгоритма.

sykt: Если ШИМ использовать высокочастотный, можно дросселем и конденсаторами пульсации сгладить. Как полагаете, это поможет.?

PASHASV: Естественно поможет. Причем, что емкость, что индуктивность должны быть достаточно серьезными, кстати можно успешно использовать явление резонанса. Что касается зарядки спадающим током - алгоритм мной проверен и легко реализуем. Данные того алгоритма, которым пользуюсь привел выше.

sykt: Интересная разработка. http://www.gaw.ru/html.cgi/txt/app/micros/avr/AVR450.htm

PASHASV: Действительно интересная, к чести разработчиков, стоит отметить, что выложены также теоретические выкладки.



полная версия страницы