Форум » » Самодельный электромобиль. » Ответить

Самодельный электромобиль.

Вал Вас: Здравствуйте. На данном форуме мы спокойно и результативно можем обменяться мнениями и знаниями по строительству самодельного электро--мобиля, трайка, байка, скутера. Есть практика в их создании и эксплуатации. Только одно понимание того, что любое транспортное средство на электрической тяге в пять раз экономичнее своих коптящих собратьев, не может не вызывать интерес. За короткое время в России собрано шесть самодельных авто, питающихся исключительно от АКБ. Я один из первых создателей. Вторым моим девайсом был электрический картинг. Затем собрал трайк. Заканчиваю его внешнюю отделку. Одновременно собираю скутер с большой дальностью пробега. Очень интересное занятие, господа. Присоединяйтесь. Всегда расчитывайте на помощь. С Ув. Валерий Васильевич.

Ответов - 308, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All

zoxy: ДА БУДЕТ МИР НА ВСЕМ МИРЕ!!!

dumi: Добрый день всем и с прошедшими Праздниками! Давно задумываюсь о постройке электромобиля. Особенно после того как пару лет назад прочитал статью про Вячеслава Кравчука. Мы с ним некоторое время переписывались, а потом после возвращения из-за рубежа я потерял все его координаты. Сайт его к сожалению не работает. И вчера в очередной раз прочёсывая интернет нашёл этот форум - чему и очень рад! Позволю себе вмешаться в текущее обсуждение. Учитывая все ограничительные факторы (пробег около 100 км в день) - напрашивается вывод о чисто городском автомобиле. По статистике в городе автомобилист 98% времени проезжает в одиночку. Т.е. я для себя решил что думать буду только о двухместном автомобиле Тем более что видимо это будет второй автомобиль в семью. Как варианты рассматривались концепциИ: про-спорт Лотус 7 или шасси типа Смарта. Обе позволяют сохранить культуру веса, простоту изготовления и достаточное место для тяговых батарей. Я имею схематические чертежи и на оди и на второй вариант кузова. Даже сделал модели рамы из проволоки и картона. Также имею готовые решения по подвеске и трансмиссии. Но по самой электрической части я полный профан . Вячеслав мне писал что самай "проблемный" элемент это коммутатор. Т.к. если мотор можно найти бюджетный с погрузчика (я уже присмотрел себе ), тяговые батареи по-мойму собирают у нас в Кишинёве на совместном с болгарами предприятии, а вот управляющий всем этим хозяйством контроллер брать негде. Вы уж извините, но буду задавать вопросы как полный чайник. В свою очередь - всё что касается механики готов помочь без проблем.

Вал Вас: Времена меняются. С контроллерами так либо иначе вопрос решается. Покупаем импорт или собирают специалисты. Научились приспосабливать моторы. От кары, на сегодня, не самый оптимальный вариант. С Лотусом Вы, уверен, пошутили. Смарт тоже не их дешевых созданий. Вместе с тем, очень приличный донор. Сама идея трансформировать легкий авто в двухместный электромобиль, по моим соображениям, наиболее рациональна. Приобщайтесь. Никому не верьте (разве только мне, шутка), больше думайте и считайте. Не гонитесь за рекордами. Ищите наиболее простой путь сборки надежного авто. Не шинкуйте его дорогими опциями. Первый ЭМ должен быть прост, как прада. Чтобы везде и всегда могли своими силами за считанные минуты устранить неполадку. И даже в этом получить удовольствие. Сегодня поутру два часа покатался вокруг залива на трайке. Получил огромное удовольствие. Ощутил восхищение со стороны своим творением. Останавливался, отвечал на вопросы. Показывал возможности девайса. С места влетал на 45-градусный подъем. Просто кайф.


dumi: Валерий Васильевич, спасибо за ответ. На самом деле я не шутил. Вот здесь есть подробные чертежи: http://www.mcsorley.net/locost/ Их можно взять за основу. Если принимать в расчёт необходимое количество батарей 10 штук размерами 45х25х25 (может я ошибаюсь) то вполне влезут над задней осью и под капот. Никто не мешает удлинить капот или задний свес. Кстати, до того как я нашёл эти чертежи в сети - чертил сам и сделал макет. Совпало до 95%. Вес каркаса будет около 100 кг, подвеска, салон, трансмиссия - ещё около 250-300 кг. Вполне конкурентноспособно. Подвеска и трансмиссия от ВАЗ до БМВ с разборок. Да, я не собираюсь на нём гонять - просто передвигаться 60-80 км/ч. У нас просто тепло 5-6 месяцев в году Вариант Смарта: я взял размеры этого авто и начертил раму-каркас. Плюс сделал макет. ЭТО даже имеет дизайн , правда своеобразный. Батареи планируются первым этажом под пол и багажник. Трансмиссия на выбор что передний (сложнее), что задний привод (проще). Обшивка кузова либо пластиковые, либо алюминиевые (сэндвич типа "эталбонд"), благо всё разворачивается на плоскость. Рассматриваю для постройки именно этот вариант. Кстати, а какой вариант мотора Вы рекомендуете? Будет ли достаточна мощность 10 кВт для поставленной задачи максимум 80-90 км/ч, 100 км пробег?

Вал Вас: Лотус безумно дорог. Смарт в Москве можно найти за 5000 баков. С размещением батареек вообще нет проблем. В любом авто. Не думайте над этим. Чтобы начать расчет компонующих нужно вначале определиться с донором. Исходя из его массы, поставленных самим динамических характеристик, функций, пробега и др. требований выбирается двигатель. Далее под него приобретается контроллер, Акб. Просчитывается трансмиссия.

sykt: Мой предыдущий вопрос не нашел отклика. Пробую еще раз сформулировать задачу. Собираю коммутатор для управления электромотором 3.0 квт, 48 в, 80 а. драйвер IR2110, транзисторы IRF 3808 - 6 штук. По току запас десятикратный. Греются сильно, при резком увеличении оборотов разрывает корпуса транзисторов. Что-то делаю не то, но не пойму. Наверное могли бы что-то подсказать фрагменты схем СURTIS, но не соображу что означает на схеме Р1 и Р2, вывод А2. Неужели надо ставить десятки транзисторов и создавать запас прочности по току в сотни раз. Какие драйвера тогда использовать для управления. К приме- ру IR2110 обеспечивает только 2 ампера, есть до 4 ампер драйвера, но всеравно не много. Не пожалейте времени, ответьте мне на форуме или на ppgreen@rol.ru. Если приведете для примера реальную схему, будет понятней.

zoxy: sykt Я тоже сейчас собираю контроллер, взрываются вых транзисторы из за того, что работают не совсем в ключевом режиме, причин на самом деле может быть несколько, ну во первых слишком уж получится большими переходные процессы с IR2110 нагруженном на 6шт IRF 3808(суммарная вх емкоть ~32000пФ), че то я не уверен что данный драйвер подойдет, а во вторых разводка печатки и проводов может подкачать. Советую глянуть осциллографом напряжение на нагрузке. Было бы интересно взглянуть на фотки твоего девайса

zoxy: sykt но не соображу что означает на схеме Р1 и Р2, вывод А2. вот общая силовая часть схемы куртиса, без цепей защиты. http://s.foto.radikal.ru/0705/70/9c2ea472121c.jpg

sykt: ZOXY, Р1, Р2 и выводы типа А2, В+, М- обозначены на схеме LICC от 7 мая здесь же на форуме. Схемы посмотрел, спасибо, сейчас обмозгую. Обратными диодами не охвачена обмотка возбуждения, надо попробовать. Да и резисторы не ставил, что они дают тоже надо попробовать. Кое-что буду писать на Ваш E-mail. Информацию полезную для других участников, наверное надо помещать сюда.

zoxy: sykt Прочитал тут в док файле "Вначале подается питание на схему управления, затем на силовую часть. Обратный порядок чреват выходом из строя силовых транзисторов. Для предотвращения этого недостатка введена цепочка из резистора R18 и стабилит- ронов VD1, VD2." Эта цепочка помогает? Пробовали пробывали сначала вкл силовую часть, а потом питание на схему управления, транзисторы целы?

Юрий Шулипа: Уважаемый sykt! Валерий Васильевич, несомненно в течение дня сегодня Вам ответит и поможет разобратся со схемой.

sykt: Юрий спасибо. Валерий Васильевич, результаты моих экспериментов оформлены статьей "Шим-регулятор на IR2110", выложенной на сайте http://www.samodelkin.komi.ru/electron.html С уважением Николай

sykt: У меня на сайте выложена статья под названием "Шим-регулятор на IR2110", там в конце есть и фото (http://www.samodelkin.komi.ru/electron.html). Судя по характеристикам включения/выключения IR2110 и IRF3808 соответствуют друг другу и резисторы затворов расчитаны на указанную емкость. Нагрузочная способность микросхемы соответствует 6 транзисторам. Посмотрите в статье методику расчета резисторов - корректно ли это. Меня начинают посещать подозрения, что надо увеличивать количество транзисторов чтобы уменьшилось di/dt для каждого транзистора в отдельности. Разводка печатной платы делалась как для ВЧ устройства. Попробую увеличить емкости по питанию с низкой индуктивностью - керамику.

zoxy: sykt Интересно, а как вы решили, что нагрузочная способность микросхемы IR2110 соответствует 6 транзисторам? В даташите на IR2110, нет графика зависимости время вкл и время выкл от емкости нагрузки, только дано на 1000пФ вкл 35нс выкл 25нс, представте на сколько увеличатся время вкл и выкл, если нагрузить этот драйвер на шесть транзисторов с суммарной вх емкостью 32000пФ? Мне больше понравился драйвер LM5111 или LM5110 5А пик ток и на 1000пФ вкл 9нс выкл 9нс (в даташите есть графика зависимости время вкл и время выкл от емкости нагрузки, правда только до 10000пФ ) А на счет рассчетов Rз и макс тока драйвера, нужно учитывать две емкости Сзс+Сзи(посмотрите эквивалентную схему полевого транзистора) Реально можно посмотреть какие время вкл и выкл получатся при конкретном Rз можно глянуть на осциллографе в программе Electronics Workbench.

Юрий Шулипа: Уважаемые коллеги! Понимая, что на форуме невозможно детально обсудить все наиболее значимые вопросы, в летний период пока хорошее прохождение, работаю постоянно на радио в Fm диапазоне Си Би 27 Мгц каналы 20 или 22, позывной 2204, моя авторская рубрика - "Водитель! - Защити свои права с Юрием Шулипа. В прямом эфире вторник, четверг, суббота и воскресенье, (периодически по выходным выхожу с утра). с 17.00 и до последнего ответа на все вопросы корреспондентов. Считаю, что этот диапазон наиболее удачлив, поскольку в отличии от обычных радиостанций, куда меня часто приглашают, в Си Би диапазоне можно без органичений задавать и отвечать на любые вопросы. Как правило работаю с группами корреспондентов из западной сибири, урала, поволжья, черноземья и юга России, в зависимости от прохода. Если у Вас, или у Ваших знакомых имеется аналогичная связь, присоеденяйтесь! Приглашаю всех к эфиру.

sykt: Спасибо zoxy. Меня посещала мысль насчет соответствия нагрузочной способности драйверной микросхемы и даже проверял, т.е. уменьшал количество транзисторов с 6 до 2 штук и чтобы удостоверится в правильности выводов эти два транзистора взорвал путем быстрого наращивания оборотов (двигатель на холостом ходу). Эпюры напряжений на затворе и истоке периодически посматриваю на живом осциоллографе (правда слабоват для таких частот), тревоги не вызывают. Есть ли в базе элементов Workbench нужные мне микросхемы и транзисторы ?!! - согласен надо Ваше предложение проверить. Драйверы LM5110 не нравятся они планарные, мне нужны DIP - если другого выхода не найдем попробую найти 5110 и с ними проверю. Расчет нагрузки драйвера считаю исходя из величины резисторов затвора по закону ОМА. Как идут Ваши дела по сборке контроллера, каковы результаты испытаний? Покажите вашу схему, если не оформлена - отсканируйте. Есть ли еще какие-то мысли по моей проблеме? Может быть после IR2110 поставить усилитель транзисторный и какие транзисторы? Прошу не прекращять переписку, может быть в процессе родится верная мысль.!

zoxy: Да уж мысль не мысль, а что-нибудь родится В Workbenchе я ставлю эквивалентную схему полевика, а не сам полевик, при этом учитываю вых сопротивление драйвера. Мне тоже планарные не нравятся, но почему то все быстродействующие драйверы планарные(предполагаю, чтобы уменьшить емкости и индуктивности на выводах) Сегодня тестил драйвер IR4427 DIP вкл 35нс выкл 25нс на 1000пФ, поставил 47 нФ(моя суммарная вх емкость) на вых и подсоединил один полевик, затем смотрел на осциллографе эпюры уменьшая Rз с 20 до 1Ом, лучшие результаты при 1Ом, но даже при 1 Оме легко видны переходные процессы, да и полевик греется при малых токах - вывод не потянет. Кстати, провода идущие на выв GS транзисторов лучше скрутить. Можете также попробывать поставить задержку нарастания при регулировке тока, может и поможет. пишите на мыло zoxy1@yandex.ru

LICC: Привет, коллеги. Извеняюсь за временное отсутствие на форуме- обмывал новый комп. А теперь немного по существу- 2 sykt , сегодня выложу фотки силовой части моей схемы, компановка силовых деталей - самая важная часть сборки контроллера, малейшая паразитная индуктивность и дорогущие полевики с 10кратным запасом по току превращаються в фейерверк.

zoxy: LICC Было бы не плохо также взглянуть на фото куртиса изнутри, как именно расположены детали (транзисторы в один ряд или нет, где стоят кондеры по питанию, экранирована слаботочная часть схемы от силовой или нет и т. д.)

dumi: Ув.Валерий Васильевич, Я не собираюсь покупать машину-донор. Я планирую собрать кузов по принципу несущая рама-каркас пр принципу багги. Так проще сразу предусмотреть место под тяговые батареи, распределить вес по осям и сохранить культуру веса. Планируемая масса авто без батарей около 400 кг. Скорость: макс.80-90 км/ч, средняя 50-60 км/ч. Планируемый пробег: макс. 70-80 км. Прошу помощь в определении: 1) Какова необходимая мощность эл. мотора и возможные "бюджетные" варианты с эл.погрузчиков или др. девайсов? 2) Какой тип батарей требуется: специальные "промышленные" тяговые, или есть что-то попроще? Чтоб оптимально расчитать цену/качество. 3) Можно ли купить, сделать на заказ контроллер? Заранее спасибо за помощь! Дмитрий

zoxy: Предлагаю интересный вариант драйвера, низкое вых сопротивление, большие вых токи, малое время вкл <13нс и выкл <32нс(с диодом еще меньше) http://s.foto.radikal.ru/0705/75/e7a779f1c217.jpg

LICC: К сожалению на куритмс глянуть нельзя по причине того, что он сделан как "черный ящик" полностью залит компаундом в нутри корпуса, в своей схеме я экранировал модуль управления.

zoxy: LICC Я так понял в схеме куртиса стоят два реле, одно на сил часть другое на сигнальную, при этом силовое реле включается позже чем сигнальное(скорей всего из за габаритов). Но сигнальное будет и отключаться позже! Так вот вопрос, это сделано для того чтобы силовая часть включалась немного позже сигнальной? Не хочу я ставить мощное релэ на силовую часть, дорого, да и дополнительный ток потребляет. Хочу просто тумблер поставить, вот и думаю можно ли одновременно на силовую и сигнальную цепь одновременно подавать? Помогут ли стабилитроны в цеми питания драйвера как предполагает sykt?

zoxy: наверно специально залили, чтобы такие как мы не разобрали и не повторили Может и провода идущие к затворам и к Rш лучше экранированные поставить?

Вал Вас: Контроллер Куртис подлежит ремонту. Знаю контору в Москве и частного умельца. У конторы даже есть обменный фонд. Вскрытие прибора сопровождается разрушением компаундной заливки. Вмешательство в драйвер скрыть невозможно. На конкретные вопросы по внутреннему содержанию монополисты отвечать не желают. При очень большой необходимости, можно их попытаться расколоть (умельцев).

sykt: Яндекс мне нашел контору в москве, ремонтируют Куртисы и двигатели, списал e-mail: syu85@rambler.ru зовут Юрием. Попробуйте списаться, может быть ответит. Порядок включения силовой и слаботочной частей пришлось определить по необходимости. Сгорели дважды силовые транзисторы. Можно включать одновременно или слаботочную часть раньше. А вот выключение всеравно как, покрайней мере у меня с IR2110. Для спасения от пробоя достаточно запитать сигнальную часть хотя бы несколькоми вольтами. Стабилитрон так на всякий случай, чтобы не случилось перенапряжение при всяких там экспериментах. У меня коммутация сделана пускателями 4-й величины с перемотанными катушками на 24 вольта. Громоздко. Надо думать над этим вопросом. Слаботочная часть включается ключом зажигания и пускатели от туда же.

zoxy: sykt посмотрел вашу схему внимательней, мне не нравится R17 330 Ом(очень малое). Смотрел даташит на ir2110 че то я ненашел чтобы между затвором и землей вообще стоял резистор. На практике конечно встречал, но оно было > 1кОм. Подсчет, ~430 мВт у вас сжирает R17, это от макс 1600мВт, где то 37% мощности. И еще не понятно как ведет себя драйвер на большую активнуу нагрузку, в даташите даны его параметры только на емкостную нагрузку.

zoxy: Есть идея, чтобы коммутатор не жрал ток все время, можно его сделать так: бзять тумблер или механич переключатель на соттветствующий ток, а переключать его с помощью движка используемого сигнализацией, для поднятия, опускания блокировки дверей в авто. (силы его хватит поверьте, сам сигналку ставил, рукой не удержать:-) Устанавливаем на передней панели две кнопки, одна включать будет, другая при инверсном напряжении выключать. Все гениальное просто

zoxy: Смотрел тут тумблеры, самые распространенные на 220В, можно вприципе параллелить двух, трех фазные получать нужный ток, получится недорого. Вышеупомянутый движок для блокировки дверей, например, стоит всего 100р.

LICC: Чтобы незамарачиваться с подключением, есть схемное решение - резистор на 3-5 кОм между затворами и минусом управления. Пака напруга неподасца на цепи управления, силовые ключи полностью закрыты.



полная версия страницы